ИСПЫТАНИЯ МАСЛЯНОЙ СИСТЕМЫ

Подпись: Фиг. 20.6. Кавитационная ха-рактеристика масляного насоса. Подпись: Фиг. 20.7. Зависимость давления масла рм от барометрической высоты на режиме подъема.

Как при испытаниях любой системы двигательной установки, так и при испытаниях маслосиегемы основным вопросом являет— ся определение границы высотности («потолка») системы. При этом приходится исходить из следующих соображений: для без­упречной смазки трущихся деталей двигателя давление масла рм на входе в двигатель не должно быть меньше некоторого давле­ния рм min, допустимого для данного типа двигателя.

Как уже указывалось в § 1, всякий насос, в том числе и ма­сляный, при уменьшении давления на входе уменьшает свою на­порную способность вследствие кавитации. На фиг. 20.6 пред­ставлены типичные кавитационные характеристики масляного насоса. При уменьшении давления рвх ниже некоторой величины начинается резкое падение давления за насосом (на входе в двигатель) вследствие начинающегося выделения растворенных газов. Заметим, что характеристика сильно зависит от темпера­туры масла, что и понятно, так как с повышением температуры выделение газов облегчается.

На фиг. 20. 7 представлена типичная кривая зависимости дав­ления масла рм от барометрической высоты, полученная на режи­ме подъема. На уровне моря давление имеет некоторое опреде­ленное значение, обусловленное величиной затяжки пружины ре­дукционного клапана и производительностью нагнетающего насоса. С ростом высоты это давление сначала медленно падает (или даже остается постоянным, в зависимости от конструктив­
ных особенностей), а затем падает все быстрее и быстрее, что обусловливается, как мы видели, падением давления в масло­баке с высотой. На некоторой высоте Ягр давление pN< становится равным минимально допустимому давлению рм min. Эта высота и является границей высотности (потолком) . маслосистемы.

Давление на выходе из насоса при одном и том же давле­нии на входе зависит от температуры масла по двум причинам: вследствие изменения количества выделяемых газов и измене­ния вязкости при изменении температуры масла. Поэтому кри­вую фиг. 20. 7, полученную в полете при некоторой случайной температуре масла на входе, следует пересчитать на другую, наиболее неблагоприятную температуру масла. Для этого на

высоте несколько меньшей полученной границы высот­ности производят горизон­тальный полет на том же режиме двигателя, но при разных открытиях заслонки радиатора, в результате че­го получают зависимость давления масла на входе в двигатель от температуры масла на входе в насос (фиг. 20.8). Взяв на этой кривой точку А, соответ­ствующую фактической тем­пературе масла при подъе­ме, получают поправку 8рм, на эту поправку снижают ры (на фиг. 20. 7 пунктирная кривая); пересечение новой кривой с го­ризонтальной прямой рм min дает границу высотности маслосисте­мы Н’рр при наихудших температурных условиях.

Одной из наиболее частых болезней маслосистем на совре­менных самолетах является выброс масла. Это явление обследуется путем постепенного увеличения количества масла, заливаемого в бак. При эксплоатации количество масла в баке не должно превосходить того количества, при котором на всех режимах двигателя не происходит выброса. Если это количество слишком мало, необходимо переделать колодец и пеногаситель.

И высотность и выброс тесно связаны с количеством воздуха, которое содержится в масле, находя­щемся в баке. При особо ответственных испытаниях необходимо при помощи специальных приспособлений отбирать пробы масла и определять количество воздуха, содержащегося в нем. При слишком большом содержании воздуха необходимо переделать систему.

Кроме указанных испытаний, обычно проверяется надеж­ность работы маслосистемы при резких маневрах и особенно на таких режимах полета, когда возможно временное прекраще­
ние подачи масла в двигатель и его агрегаты (полет на спине, маневр с обратной перегрузкой).

Особое место занимает испытание системы разжижения масла бензином. Здесь необходимо определять следующие основные характеристики: обороты, при которых следует произ­водить разжижение, расход бензина, время выпаривания.

Наконец, при предварительных наземных испытаниях необхо­димо определить такие эксплоатационные характеристики, как емкость системы, полноту слива, время слива и заправки.